Fuga temporis

Сердце поселка. Из "Листов дневника" Н.К.Рериха

Кадр из фильма "Сердце поселка"

Осенью 2003 года Родион Гомов, оператор и продюсер, любезно предложил мне постановку его дипломной работы. Он хотел сделать фильм о музее-усадьбе Рериха в Изваре. Мало кто не знаком с произведениями великого русского художника Николая Рериха. Меньше знают о его духовном учении – Живой Этике, или Агни Йоге, - созданном вместе с Еленой Рерих. Еще меньше широкая публика знает о его научной работе и об огромной общественной деятельности, которую Рерих вел всю жизнь, делая всё возможное для защиты культуры и людей культуры во всем мире. Недаром в Индии его называли Махариши – Великий Мудрец.

Рерихи – это огромный мир, куда входит и более 6000 (!) картин, написанных художником, и труды Елены Ивановны, и их духовное учение, и его научная работа, и его сыновья Святослав и Юрий, оставившие немалый след в отечественной науке и культуре.

При начале этой огромной жизненного потока было небольшое имение в поселке Извара, ныне Волосовского района Ленинградской области, в 40 км от Гатчины, под Петербургом. Оно принадлежало старшим Рерихам в пору детства и молодости Николая Константиновича, который проводил там лето, а потом и значительную часть весны и зимы. Мало того, что Изварские окрестности стали для него первой школой русской старины (он начал заниматься там археологией, там писал свои первые картины на темы из русской истории), - но и сама его связь с Индией, так много значившая впоследствии, взяла начало именно в Изваре.

Было совершенно ясно, что в небольшой дипломной работе мы совершенно не в состоянии осветить все эти темы, которым посвящены многие и подробные документальные фильмы. Мы могли только приоткрыть атмосферу самой нынешней Извары, которая выглядит совершенно так же, как любая деревня российского северо-запада, в полу-разрухе, полу-сне, полу-пробуждении - но и пронизана незримым светом, словно присутствие памяти этого выдающегося человека что-то меняет в природе, как-то по-особому освещая ее.

Мы надеялись также показать повседневную жизнь музея, самоотверженную работу его директора и двух сотрудников, благодаря которым посреди непростого быта современной деревни теплится очаг духовного наследия Рериха. К сожалению, на этом пути возникли разногласия, которые надолго задержали работу над картиной и привели к тому, что портретов в картине нет. Я приношу им всем - Ольге Анатольевне Черкасовой, Валерию Анатольевичу Смирнову и Александру Витальевичу Семенову - мою самую искреннюю признательность за их труд и поддержку, без которых нашего фильма бы не было. Я надеюсь, что работа наша хотя бы в малой степени послужит распространению знаний о безграничном наследии Николая Константиновича.

Я хочу отдельно поблагодарить Родиона Гомова, прекрасного, чуткого оператора, безупречно надежного человека, кровно связанного с русской духовной традицией.

Аннотация

В имении Извара (ныне Волосовского района Ленинградской области) прошли детство и ранняя молодость великого русского художника и духовного учителя.
В небольшой документальной картине "Сердце поселка" дана современная атмосфера Извары, пронизанная светом присутствия "Великого Друга Индии", Махариши Николая Рериха.

Алексей Янковский


 

 

 

Алексей Янковский

Ваши отклики пишите, пожалуйста, в блог, в виде коммента к странице "Сердца поселка ". Блог поддерживает кириллицу. Чтобы написать туда, Вам надо щелкнуть по ссылке Comment.

Оператор и продюсер: Родион Гомов
Производство компании "Белая полоса" , 2007

Фильм в формате Windows Media, 72 Мб, 16 мин

Фильм в формате Adobe Flash, 79 Мб, 16 мин

 

Киркенесская этика. И.М.Дьяконов Игорь Михайлович Дьяконов (1915-1999) - один из крупнейших отечественных востоковедов, историк, лингвист, поэт-переводчик - и мой отец. Картина о нем, под названием "Киркенесская этика", была сделана в 1991-1998 гг. при поддержке и личном участии Александра Сокурова, и французской киношколы ФЕМИС, где я тогда учился.
"Киркенесская этика" - название трактата, согласно легенде, написанного молодым советским офицером Игорем Дьяконовым в разрушенном немцами заполярном городе Киркенесе зимой 1944 года.

Легкий ветер. Памяти Виктора Максимовича Жирмунского Фильм о выдающемся отечественном филологе снят в 2001 году по просьбе Николая Николаевича Казанского, ныне академика РАН, директора Петербургского Института лингвистических исследований. Роль таких людей, как Жирмунский, трудно объяснить в двух словах неспециалисту. Их очень немного; без них не было бы русской литературы - как ни странно, в ней нужны не только поэты и писатели, но и их спутники, хранители и учителя.

...И казалось, что после конца
Никогда ничего не бывает.
Кто же ходит опять у крыльца,
И по имени нас называет?

Музыка после юности Картина задумана в 1995 году, вместе с ее главным героем, историком Скандинавии и педагогом Вадимом Казанским. На нашем сайте с любезного разрешения автора размещены его песни в формате MP3. Однако названия их - не всегда авторские; некоторые песни даны под более краткими "домашними" названиями, под которыми они известны в обиходе.

БлаговещениеВ этой маленькой игровой картине мы пытаемся прикоснуться к тайне, которая предшествует появлению человека на свет. Действие происходит апрельской ночью в заброшенном северном поселке.

В ролях: Светлана Смирнова-Марцинкевич, Мария Зимина, Егор Кутенков. Оператор Сергей Юриздицкий.

 

| Contact Us | ©2008 Алексей Янковский | наш сайт оптимизирован под бесплатный интернет-броузер Firefox. Скачать его можно здесь Firefox 2