Fuga temporis

Первый глоток воды

Кадр из фильма "Первый глоток воды"

Сон молодого человека

Эта картину я увидел во сне почти целиком в конце зимы 1989 года, после вечернего визита ко мне моих друзей Лены Мироновой и Якова Гордина. Они постояли на крыльце моего дома, покурили и ушли, а мне приснился сон из тех, какие снятся, быть может, один раз в жизни - полный символов мифологического или, если кому угодно, мистического значения. Этот сон я помнил "дословно" ("вплоть до кадра") несколько месяцев, а в ноябре 1989 года я съездил в Москву, где тогда учился Вадим Казанский, мой ближайший школьный друг. Незадолго до этого он написал песню, которая была известна под домашним названием "Запомните меня" и часто исполнялась при разных оказиях. Эта песня, точнее - ее персонаж, которого потом сыграл в фильме Сергей Перевышин, восполнила недостающее звено и замысел фильма окончательно сложился. Тому способствовала и встреча с нашей доброй московской знакомой, специалистом по истории Древнего Китая Татьяной Васильевной Степугиной, которая вдохновляла меня на многие начинания. В начале ноября был написан сценарий фильма под рабочим названием "Я приду к тебе умирать", который потом превратился в "Первый глоток воды". В конце зимы начались съемки, которые продлились, с перерывами, до апреля 1990 года. События вокруг этого фильма имели решающее значение в моей судьбе и определили мои дальнейшие намерения в кинематографе.

Картину следовало бы назвать любительской - она снята любительской 16-мм камерой, с непрофессиональной группой и актерами (за исключением Сергея Перевышина), и в ней вопиющим образом не соблюдены правила профессиональных приличий. Но мне трудно провести такую грань. Способ, которым была снята картина, в принципе не отличался от остальных моих работ, которые почти без исключения сделаны благодаря энтузиазму участников и с использованием подручных средств. Прошло много лет, и нелепости, за которые было стыдно, смотрятся теперь совсем иначе - и картина начинает вызывать те же чувства, что были при ее создании. Сегодня я помещаю эту работу на сайте целиком без всяких изменений и без всяких попыток ее улучшить.

Небольшой комментарий для тех, кто посмотрел картину.

Ее рабочее название "Я приду к тебе умирать" имело в виду скрытую цитату из стихотворения Бродского "Стансы" ("На Васильевский остров..."). Живое присутствие Бродского в картине так и нужно понимать - буквально, как живое присутствие поэта среди нас, который, конечно, не есть Имярек в своей плоти и крови и со своим паспортом, - но поэт.

"К тебе" относится и к героине, и к городу (эта же тема присутствует и в "Музыке после юности"). Умирать - скорее мифологически, как умирающая и воскресающая природа, - однако для молодого человека вопросы, которые поднимаются в картине, нередко становятся делом жизни и смерти в самом прямом и трагическом смысле.

Обряд проведения борозды, с заливанием туда вина и масла - реально существовавший в древности свадебный обряд. В картине земля, в которой пахарь проводит борозду, заменена хлебом.

Остальное, на мой взгляд, должно быть понятно из общекультурного контекста. Никаких специальных шифровок в картине нет, кроме одной: фамилия Протопопова (имелся в виду протопоп Аввакум) - это дань благодарности Геннадию Ивановичу Староверову, замечательному инженеру, ныне покойному, без чьего остроумного изобретения нам бы не удалось озвучить картину в далеком 1990 году.

Картина не могла бы состояться без самоотверженной помощи моей семьи: моей мамы Нинели Янковской, моего отца Игоря Дьяконова и моего брата Михаила Дьяконова, а также очень многих других людей, перечисленных в титрах. Одним из главных вдохновителей и сотрудников была Наталья Павловна Куортти, врач-психиатр, которой я обязан очень многим.

В фильме снимались: Вадим Казанский, Мария Староверова, Сергей Перевышин, Наталья Куортти, Михаил Дьяконов, Сергей Кошурников, Элла Руцкая, Максим Куортти, Илона Янковская, Александр Каковкин, Мария Белкевич, Татьяна Чистова, Ольга Абраменко, Ирина Смирнова, Игорь Сергеев, Александр Харашкевич, Галина Бочкова, Сергей Кочнев, Светлана Светушкова и другие. О многих из них стоило бы сказать особо. Сергея Кошурникова, специалиста по истории Древнего Востока, исполнившего роль монаха, уже нет в живых. Не знаю, жив ли Сергей Перевышин. Если он или его знакомые читают эту страницу - очень прошу откликнуться, - проще всего написать в блог.

Картина посвящена семье Староверовых.

Посмотреть картину (Windows Media, 40 мин, 71 Мб).

Условия использования

Я выкладываю принадлежащие мне картины на сайте целиком, в свободном доступе, по мере их подготовки к web-публикации и делаю это осознанно, считая, что самиздат в Интернете нужно поощрять, по крайней для картин с узкой, специальной или разрозненной аудиторией. В ответ на это я прошу тех, кто скачивает картины целиком, соблюдать следующие правила:

1. Оставьте свой след в блоге, так, как Вам это покажется уместным. Лучше всего, если Вы представитесь тем или иным способом, и / или оставите свое мнение о нашей работе. Комменты премодерируются (публикуются после просмотра мною), поэтому их можно писать как личные сообщения мне. Если Вы не хотите, чтобы Ваш коммент был опубликован - включите эту просьбу в коммент, и я ее выполню.
2. Если Вы собираетесь использовать материал на своем сетевом ресурсе, обязательно дайте ссылку на fugatemporis.com.
3. Свободное размещение картин на сайте не дает Вам права на использование их, изображения, фонограммы, или того и другого вместе, целиком или во фрагментах, в других аудиовизуальных произведениях без моего письменного согласия. Нарушения этого правила будут преследоваться по закону.

Киркенесская этика. И.М.Дьяконов Игорь Михайлович Дьяконов (1915-1999) - один из крупнейших отечественных востоковедов, историк, лингвист, поэт-переводчик - и мой отец. Картина о нем, под названием "Киркенесская этика", была сделана в 1991-1998 гг. при поддержке и личном участии Александра Сокурова, и французской киношколы ФЕМИС, где я тогда учился.
"Киркенесская этика" - название трактата, согласно легенде, написанного молодым советским офицером Игорем Дьяконовым в разрушенном немцами заполярном городе Киркенесе зимой 1944 года.

Легкий ветер. Памяти Виктора Максимовича Жирмунского Фильм о выдающемся отечественном филологе снят в 2001 году по просьбе Николая Николаевича Казанского, ныне академика РАН, директора Петербургского Института лингвистических исследований. Роль таких людей, как Жирмунский, трудно объяснить в двух словах неспециалисту. Их очень немного; без них не было бы русской литературы - как ни странно, в ней нужны не только поэты и писатели, но и их спутники, хранители и учителя.

...И казалось, что после конца
Никогда ничего не бывает.
Кто же ходит опять у крыльца,
И по имени нас называет?

Музыка после юности Картина задумана в 1995 году, вместе с ее главным героем, историком Скандинавии и педагогом Вадимом Казанским. На нашем сайте с любезного разрешения автора размещены его песни в формате MP3. Однако названия их - не всегда авторские; некоторые песни даны под более краткими "домашними" названиями, под которыми они известны в обиходе.

Сердце поселка Небольшая зарисовка о поселке Извара, стоящего у начала жизненного пути выдающегося художника, общественного деятеля и духовного учителя Николая Константиновича Рериха.
Картину можно посмотреть целиком на сайте www.yab-yum.ru в формате wmv.

| Contact Us | ©2008 Алексей Янковский | наш сайт оптимизирован под бесплатный интернет-броузер Firefox. Скачать его можно здесь Firefox 2